О первой джхане

Определение первой джханы:

И далее, монахи, монах, отстраненный от чувственности, отстраненный от неумелых (психических) качеств, входит и пребывает в первой джхане — восторг и удовольствие рожденные из отстраненности, сопровождаемые направленными мыслями и оценками (vitakkavicchara). Он промачивает, пропитывает, заполняет, распространяет на это самое тело радость и восторг рожденными из отстраненности, так что не остается ничего в этом теле не пропитанным радостью и восторгом рожденными из отстраненности.
Подобно тому как умелый банщик или помощник банщика добавляет банный порошок в медную ванну и, сбрызгивая его водой, перемешивает его снова и снова пока этот шарик порошка не насытится, не пропитается влагой насквозь, но и не растворится полностью, так же, монахи, и монах… пропитывает это самое тело радостью и удовольствием рожденными из отстраненности. И когда он остается таким прилежным, старательным и решительным любые привязанности его жизни как домохозяина отбрасываются, и, отбросив их, его ум собирается и обращается внутрь себя, собранный и объединенный. Вот как монах развивает осознанность обращенную к телу
» (МН 119)

Каждое джхановое состояние определяется в суттах через отсутствие одних факторов и наличие других факторов.

Что отсутствует в первой джхане ?

1) медитатор отстранен от чувственности, от чувственных желаний (kammasanna). Это не означает полную изоляцию от всех ощущений, полную бесчувственность. Есть распространенное заблуждение, что любые ощущения и восприятия отсутствуют в первой джхане, это не так, полное прекращение восприятия и чувств достигается только в «девятой джхане» (ниродха-самапатти), которая есть прекращение восприятия и чувствования.

2) отстранение от неумелых качеств, неумелого поведения (чувственных желаний, отвращения и гнева)

В первой джхане медитатор полностью отстраняется от грубых чувственных желаний которые являются основой неблагого поведения. Вот здесь сказано это определенно и четко:

Хотя восприятий много, они разные и имеют разный характер, есть восприятие чувственного желания (kammasanna), восприятие отвращения и восприятие гнева. Из этого и происходят неблагие намерения. И где неблагие намерения исчезают без остатка? Вот где они исчезают: монах, до определенной степени отстраненный от чувственности, отстраненный от неумелых (психических) качеств, входит и пребывает в первой джхане… вот где неблагие намерения исчезают без остатка (МН 78)

Сказано ли, что в первой джхане отсутствует любая мыслительная активность? Нет, более того, vitakka это «мысль», этот термин встречается не только в описании джхан, но и в других суттах именно в значении «мысль».
Далее, в МН 44 находим подробное описание и определение «направленных мыслей и оценок» (vitakkavicchara):

«Теперь, госпожа, сколько есть видов формаций?»
«Есть три вида формаций, друг Висакха: телесные формации, словесные формации, умственная формации»
«Но что такое телесная формация, словесная формация, умственная формация?»
«Вдохи и выдохи, друг Висакха – это телесная формации. Направленные мысли и оценки (vitakkavicchara) – это словесная формация. Восприятие и чувства – это умственные формации.
«Но, достопочтенная, почему вдохи и выдохи – это телесная формация? Почему направленные мысли и оценки (vitakkavicchara)  – это словесная формация? Почему восприятие и чувство – это умственная формация?»
«Друг Висакха, вдохи и выдохи телесны. Эти состояния связаны с телом. Вот почему вдохи и выдох и– это телесные формации. Сначала направив свои мысли и сделав оценку, человек затем начинает говорить. Вот почему направленные мысли и оценки (vitakkavicchara) являются словесными формациями. Восприятие и чувство это умственные явления. Эти формации связаны с умом. Вот почему восприятие и чувство – это умственная формация
». (МН 44)

Т.е. определение совершенно недвусмысленно: направленные мысли и оценки (vitakkavicchara) всегда выражены в словах, это словесные формации, это то, что называется в психологии внутренним диалогом, мыслями, выраженными в словесной форме. То есть это словесно выраженная мысль «Я возвращаю внимание к дыханию». То есть словесно выраженные мысли и оценки в первой джхане сохраняются. Когда же они прекращаются? А прекращаются они во второй джхане:

И далее, с успокоением мыслей и рассуждений (vitakka vicchara) он входит и пребывает во второй джхане: восторг и удовольствие рожденные из сосредоточения, собранности осознанности свободной от направленных мыслей и оценок — со внутренней уверенностью. Он промачивает, пропитывает, заполняет, распространяет на это самое тело радость и восторг рожденные из сосредоточения, так что не остается ничего в этом теле не пропитанным радостью и восторгом рожденными из сосредоточения.

То есть словесно выраженные мысли и суждения (внутренний диалог, vitakkavicchara) отбрасываются во второй джхане, это именно то, что отличает первую джхану от второй. Замечу, что мыслительная активность в невербальной форме все же сохраняется и прекращается только в ниродха-самапатти, «девятой джхане». Вот подтверждение:

Мысль не приходит в голову монаху достигшему прекращения восприятия и чувствования «Я сейчас достигну прекращения восприятия и чувствования» или «Вот я прямо сейчас достигаю прекращения  восприятия и чувствования» или «Я достиг прекращения восприятия и чувствования». Вместо этого, ум, развитый предыдущими тренировками, ведет его в это состояние.

Телесные формации — вдохи и выдохи, прекращаются в четвертой джхане (ДН 33)

Сказано ли, что в первой джхане вообще полностью отсутствуют отвлечения внимания от объекта медитации и сосредоточение идеально и направлено на объект? Нет, не сказано. Далее, если бы уже в первой джхане отвлечений не было, то зачем нужно было бы удержание внимания на объекте, если отвлечений внимания нет, это будет происходить само собой. Более того, в первой джхане ни слова ни сказано про самадхи, про сосредоточение. Восторг и радость в первой джхане рождаются из отстранения от неблагих качеств, а не от сосредоточения. Значит сосредоточение в первой джхане еще не совершенно и не может быть опорой для восторга. Когда же достигается сосредоточение и полное отсутствие отвлечений внимания в виде словесно выраженных мыслей-рассуждений? Во второй джхане, здесь восторг рожден как раз из самадхи, из безусильной и беспрерывной, самоподдерживающейся концентрации-сосредоточения на объекте медитации.

3) отсутствие лени и сонливости
Это частое препятстсвие джханы, когда просто впадаешь в беспамятное полусонное состояние и потом через час выныриваешь из него и понимаешь что медитация прошла зря.
4) отсутствие возбуждения и беспокоства
5) отсутствие сомнений и неопределенности.

Чего еще нет в первой джхане? В первой джхане отсутствует боль:

И где возникшее качество боли исчезает без остатка? Вот, монахи, монах – отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый от неблагих качеств – входит и пребывает в первой джхане: восторг и удовольствие, рождённые оставлением сопровождаемые направленными мыслями и оценками (vitakkavicchara). Именно здесь возникшее качество боли исчезает без остатка (СН 48.40)

Замечу, что здесь не идет речь об исчезновении абсолютно любого болевого ощущения. Если врезать по голове молотком, то боль все же будет, ее не будет только в девятой джхане, ниродха-самапатти. Но обычные телесные болевые ощущения в первой джхане исчезают полностью (головная боль, невралгическая боль, желудок, мышечные боли и так далее)

Теперь что наличествует в первой джхане:
1) Словесно выраженная мыслительная деятельность направленная на удержание внимания на объекте и прекращение отвлечений внимания. Это я рассмотрел выше.
2) Радость и восторг пропитывающие все тело
3) Рассмотрение непостоянства и безличности феноменов и направление ума к Ниббане:

Бывает так, Ананада, что монах… входит и остается в первой джхане: восторг и удовольсвтие рожденные уединением, сопровождаемые направленной мыслью и оценками. Он рассматривает любые феномены там, соединенные с формой, чувством, осознанием, конструированием и восприятием как непостоянные, страдательные, как заболевание, как опухоль, как стрелу, болезненные, привязанность, чуждые, исчезновение, пустоту, не-Я. Он направляет свой ум прочь от этих феноменов и сделав так, направляет его к феномену бессмертного: это — спокойствие, это — исключительное — разрешение всех конструирований, оставление всех приобретений, конец жажды, бесстрастие, остановка, Освобождающее (МН 64)

Еще раз подчеркну, что если бы мыслительной деятельности и рассудочной деятельности выраженной в словах в первой джхане не было, такое рассмотрение было бы невозможным.

Он тренирует себя: я буду вдыхать и выдыхать радуя ум. Он тренирует себя: я буду вдыхать и выдыхать успокаивая ум. Он тренирует себя: я буду вдыхать и выдыхать освобождая ум…Он тренирует себя: я буду вдыхать и выдыхать фокусируясь на непостоянстве. Он тренирует себя: я буду вдыхать и выдыхать фокусируясь на бесстрастии. Он тренирует себя: я буду вдыхать и выдыхать фокусируясь на остановке. Он тренирует себя: я буду вдыхать и выдыхать фокусируясь на оставлении (МН 118)

Если бы в джхане не было никакой мыслительной и рассудочной деятельности, это было бы невозможно. Более того, мыслительная активность, различение, оценки и осознанность присутствуют даже и в четвертой джхане:

Он (медитирующий) различает, что: «Если бы я направил эту равностность, такую чистую и яркую, к измерению бесконечного пространства, и развил бы ум таким образом, то тогда моя равностность, так поддерживаемая, так обеспечиваемая, длилась бы долго (это же повторяется и с оставшимися бесформенными состояниями)

Он различает, что «Если бы я направил эту равностность, такую чистую и яркую, к измерению бесконечного пространства, и развил бы ум таким образом, то это было бы сконструировано» (это же повторяется и с оставшимися бесформенными состояниями)

Он ни конструирует ни ментально склоняется ни к существованию ни к не существованию. И в таком случае он не поддерживается ничем в этом мире (не цепляется ни к чему в этом мире)

Будучи без поддержки он не взволнован. Когда он не взволнован, он полностью освобожден здесь и сейчас. Он понимает: «Рождение прекращено, святая жизнь прожита, задача выполнена, нет более ничего для этого мира» (МН 140)

Еще одно частое заблуждение, что в первой джхане наличествует однонаправленность ума на объекте медитации (ekkagata). В суттах ekkagata не упоминается в классических описаниях джхан, ekkagata упоминается в Абхидхамме в Аттхасалини от того же Буддхагосы а также в Висуддхимаге. В суттах ekkagata упоминается в связи с джханами, но в классическое описание четырех джхан не входит. Так что это еще одно подтверждение того, что в джханах (по-крайней мере в первой) ум не остается сам по себе без усилий однонаправленным на объект медитации и не отвлекающимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *