Часто встречается утверждение, что сдерживаться буддисту вовсе необязательно, можно вести себя не сдерживаясь ни в речи, ни в поведении, главное осознать свое поведение и обдуманно и осознанно вести себя. Таким образом осознанию (внимательность, осознанность) необоснованно придается очень высокий приоритет в ущерб остальному. Такое конечно же никогда не утверждалось Буддой, осознание это всего лишь инструмент, предпосылка для развития действительно полезных качеств и образцов поведения.
«Иди, монах, охраняй двери своих чувств. Видя глазом форму, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, — если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, — могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые качества ума (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность зрения, охраняй ее, достигни обуздания способности зрения.
Слыша ухом звук…
Чуя носом запах…
Чувствуя языком вкус…
Ощущая прикосновение телом…
Сознавая рассудком (мано) качество, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, — если не сдерживать постоянно способность (индрия) рассудка, — могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые качества ума (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность рассудка, охраняй ее, достигни обуздания способности рассудка»