Интересно, что Атман понимался в древней Индии совсем не так как мы понимаем Душу.
Микрокосм (человек) является отражением Макрокосма (Вселенной). У обоих есть сущность, настоящая природа, Я (Атман), который один и тот же для обоих. Таким образом на космическом уровне Брахман и Атман понимались как синонимы. Будучи сущностью (эссенцией) Атман не изменяем, и противопоставляется существованию (быванию, становлению, бхаве). Будучи так же средой, заполняющей все и везде, Атман является составной частью всего, что существует. Страдание (дуккха) всегда является следствием недостатка чего-то, Атман, так как лежит в основе всего не может не иметь чего-либо, следовательно Атман не является страданием, а является восторгом.
Р.Гомбрих «Как начинался Буддизм»